Дмитрий Рогачёв (dmrog) wrote,
Дмитрий Рогачёв
dmrog

Category:

Сталкер 2.0 или "кому нужно пять зон?"

На дворе начало 2007 года. Вся отечественная игровая общественность ждёт выход супердолгостроя и заранее великой игры S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl. А в марте вместе с игрой неожиданно, хотя и упоминалось об этом раньше но никто же не слушал, выходят две книги с тем же значком что и на игре. Узнавали их молодые геймеры только когда видели в крупных сетях мультимедийных магазинов рядом с любимой игрой. Ведь кому тогда нужно было читать книжки?

 

Кто такой Василий Орехов? Почему он пишет про какого-то Хемуля, а не про Стрелка? Кто все эти люди из сборника рассказов? Зачем оно надо? Тогда об этом не думали, но книжки покупали. Просто потому что это круто! Там же про то же что и в игре! Но некоторые начинали их читать. И, что удивительно для них, книжки то оказались хорошие. Многим понравилось. Они пошли в магазин или залезли в интернет и увидели: ещё какие-то Степанов и Калугин книжки написали. И тоже по игре! Надо купить...
Так шло время. Люди читали только S.T.A.L.K.E.R. просто потому что это было круто и становилось модно для молодёжи. Но многие из них стали читать не только сталкера, но и другие книжки. А немного больше года назад произошло событие, которое изменило мировоззрение читателей и, наверное, издательств. Серия оригинального S.T.A.L.K.E.R. стала издаваться издательской группой АСТ. И вроде бы какая разница? Книжки то получаются те же, только от других людей и с немного другим оформлением. Но людям не понравилось что после 20 книг нужно немного менять свои привычки. Но ничего. Читатели привыкли, а издатели видимо только тогда поняли что из этого можно сделать деньги. Так сейчас мы имеем "Зону смерти" и "Гиблое место", "Вселенную метро 2033" и "Технотьму", даже проект Z.O.N.A. появился. А в будущем возможно будет и что-то ещё. И если раньше во время издания книг S.T.A.L.K.E.R. от Эксмо вопрос качества стоял на первом месте, то сейчас впереди вопрос количества. И количества обычного сталкера и количества новых серий. А где среди этого количества найти качественную литературу? Давайте подумаем.

Тут я позволю себе отметить что я знаком со всеми книгами Сталкер кроме последних двух, со всеми книгами Зоны смерти, со всеми книгами метро 2033, с тем отрывком Технотьмы что уже в интернете, да и с той книгой Zona что уже в продаже.

Итак, давайте начнём с меньшего чтобы сразу отбросить. Проект Z.O.N.A., в котором вышла лишь одна (пока одна) книга "Сто рентген на удачу", врятли кого-то сможет сильно заинтересовать. Сама серия - попытка отхватить маленький кусочек от большого пирога. Ни раскрученности, ни больших тиражей, ни известности. В общем просто чтобы было. Она теряется среди всех остальных.

Про серию "Технотьма" можно сказать немного больше, хотя она и не вышла ещё в продажу. Кто такие Андрей Левицкий и Алексей Бобл знают все читатели серии S.T.A.L.K.E.R. Первый рассказывает про персонажей Химика и Пригоршню, второй рассказал о Лабусе и Курортнике. Теперь они объединились чтобы написать нечто более интересное и необычное. Хотя... С одной стороны это хорошо и продумано, а с другой - попытка создать свою серию "про то же самое но по другому". Причём эта попытка может увенчаться успехом. Но успехом не таким как сталкер, ибо замахнуться вдвоем на большую серию врятли получится. Узнаем в апреле. А пока тоже отбросим.

Отдельной строкой идёт "Гиблое место". Личная серия Антона Грановского, издаваемая профессионалами из "Эксмо", попала именно в ту точку, в которую не попадал никто. Что сделал Грановский? Фактически взял привычную нам Зону, перенес её в древнюю Русь, добавил одного современного персонажа, поменял все известные нам атрибуты зоны (артефакты, мутантов и т.п.) на анологичные но древнерусские, фактически убрал географический вопрос, да создал одну историю из множества маленьких частей. И ведь получилось! Мы больше не думаем о том какое оружие надо выбрать в ситуации, о том что такое блокпост в зону, о том как и что расположено. Все абсолютно условно, а местами полностью упрощено. И в итоге вышла очень приятная, простая, не загружающая мозг серия. Но! Без минусов никуда. Уже вышло пять томов. И они начинают повторяться. И они несамостоятельны. И без начала уже не почитаешь с удовольствием. Жаль, а могло бы быть намного серьезнее.

На очереди серия, которая просто должна была стать гигантом в группе межавторских серий. Серия, которая уже имела и имя, и поработанный и интересный мир. И описание огромного количества локаций с ещё большими возможностями для фантазии. Я говорю о Вселенной метро 2033. Но почему я говорю "должна была"? Она вроде бы есть, она продолжает развиваться. Сейчас выйдет третья книга, потом ещё 4 шутки уже заявлены. Заявка на десятка два книг сразу, популярная сейчас мягкая обложка, большие буковки и небольшое количества текста - всё для современного молодого читателя, который читает потому что "метро 2033 рулит", а не потому что ему нравится. Не согласны? Давайте разберемся подробнее с этой серией.

Кто такой Дмитрий Глуховский и что такое Метро 2033 думаю никому говорить ненадо. Эти имя и название уже говорят сами за себя. отличное произведение, получившее потом продолжение в виде метро 2034 уже стало немного подозрительным. Мало того что в 2034 не такой уж интересный сюжет и немного не такой мир, но ещё и серия вообще выбивается из этого цельного хотя и немного спорного мира! "Путевые знаки" Владимира Березина были очень хорошо пропиарены самом Глуховским. Всё-таки первая книга серии, начало великой вселенной, история которая может показаться невероятной... Громкие слова. На деле это небольшая книжка (всего 270 страниц), которая продается по цене дороже всех остальных серий, но эту цену абсолютно не оправдывающая. Вы скажете: почему? Ведь много отзывов что книга клёвая, что это круто вернуться в метро 2033. Ведь даже в опросах "хотите ли вы продолжение путевых знаков?" ответ "да" лидирует с большим отрывом. А я вам вот что отвечу. А вы почитайте отзывы о книге. Средняя оценка книги на сайте Лаборатория фантастики (fantlab.ru) - 4.67/10 при 18 голосах! Количество недовольных растет с каждым днём. Ну ведь это и правда. Подумайте: если в оригинальном метро 2033 пройти один перегон московского метро было очень опасно, а три - уже подвиг, то здесь персонажи спокойно (дальше внимание!) слетали в Питер и обратно и год провели на улице и ничего не случилось. Как вам? И весь год рассказан на 270 страницах!

О второй книге в серии, которую написал Сергей Антонов, хочется сказать лишь одна. Недавно прочитанную мной фразу я не запомнил дословно, но передам вам весь смысл: "Тёмные туннели" оказались абсолютной фигней по сравнению с оригинальной Метро 2033, но по сравнению с "Путевыми знаками" эту хотя бы можно читать...

И вы думаете после такого начала взрослые и понимающие читатели будут надеяться получить высококачественную книгу? Надежда умирает последней. Но сейчас серия точно провалила начало. Лучшей её назвать рука не поднимется.

Ну а теперь перейдём к самому главному кандидату на звание отличной и достойной прочтения серии. Поговорим о "Зоне смерти".

В начале 2009 года, когда "Эксмо" осталось без возможности выпускать серию Сталкер, никто не думал что когда-то появтся ещё книги любимых авторов, объединившихся вместе. Запоминающиеся старые герои ушли, а в Сталкер пришли другие. Лишь часть осталась. но осень 2009 стала самым неожиданным моментом. Прозвучавшие чуть ранее слова о некой неанонсированной книге Калугина, о какой то новой серии от Шалыгина, некоторые слухи из других мест... "О чем люди говорят?" - "Да какая-то серия будет" - "Что за серия?" - "Да нифига не понятно". И тут осенью появляется плакат от Эксмо с ужасной картинкой, некрасивым дизайном и лишь небольшими приятными словами. Так и была анонсирована серия "Зона смерти" и первые два её автора: Андрей Ливадный и Вячеслав Шалыгин. Все слухи были подтверждены: Роман Глушков и Алексей Калугин тоже пишут именно в "Зону смерти". Прошла информация, получены первые мысли для размышления. Непонятная заявка про 2051 год и пять Зон, некая катастрофа вызванная вроде бы как третьим взрывом на ЧАЭС, механоиды. Ничего не предвещало радости. Какая-то даже немного грусть появилась. Ну серия и серия. Полностью заявлена как полная копия S.T.A.L.K.E.R. в будущем. Получили люди информацию и забыли.

Пришел месяц, информации стало чуть больше. На глаза всех пользователей интернета попадает восхитительная обложка книги "Титановая лоза", которая кажется в разы лучше того постера. Появляется аннотация, появляются первые подробности о мире. Может, не все так плохо? Но вот незадача! О новой книге не знают нигде. Ну подумаешь какая-то новая серия. Книжным магазинам все равно. В итоге неведомым путем электронка "Титановой лозы" попала в сеть раньше печатной версии (сразу забегу вперед: электронная версия второй книги Андрея Ливадного тоже появилась раньше печатной - где-то утечка). Но чуть позже все получили книгу Зоны смерти и... удивились тому насколько она соответствует заявке. Внешне - металлический блеск, который радует глаз. Внутри - неожиданный новый мир, который действительно неs.t.a.l.k.e.r.ский. Те кто прочитал - в шоке. Это реально новая книга по новому миру, с новой историей. И эта история прописывается именно здесь, а не где-то должна быть придумана читателем.

Первые отзывы, появление интереса к серии и обсуждения обложки постепенно увеличивались. а тем временем... появилась вторая обложка от более известного художника Владимира Нартова. И второй выходит не "Время огня" Шалыгина, а "Стальная петля" Глушкова. Ну вроде бы какая разница, но люди уже готовы. Подтянулись любители серии Сталкер, подтянулись любители книг этих авторов. Народ стал читать. Две книги вышло почти сразу и... они оказались ещё лучше. Это действительно неstalker. Все опасения по поводу клонирования опровергаются. Одна лишь история с вертолетом и пилотом у Глушкова чего стоит! А ведь теперь это норма. Уже в этом году появляется книга Алексея Калугина, недавно вышла "Чёрная пустошь" Ливадного, скоро ещё книги... Скоро новые авторы... Скоро продолжения историй новых и уже запомнившихся героев...

А вам это не напоминает 2007-2008 год?
Когда то и серию Сталкер также полюбили за интересных и запоминающихся героев, за приятный мир, за интересные мысли и сюжетные ходы, за разнообразие в одних рамках. А сейчас эта история повторяется. Только без оригинальной игры. Что само по себе ещё сложнее и интереснее! Четыре автора - четыре разных взгляда на одну и ту же ситуацию. Андрей Ливадный рассказывает о мире Пятизонья. Кому же ещё рассказывать о чём-то новом как не ему - профессионалу в описаниях миров? Если бы не Андрей Львович, мы бы и не поняли кто такие скорги, что представляет их себя мыстный технос, как устроен мир, что такое теория Сливко-Кейна. Вроде бы зачем всё это надо? Зачем нужна научная часть? А между тем мы понимаем не просто кто что может и как с этим бороться, а то как все произошло и ппочему так устроено. Роман Глушков берет тем что он умеет на отлично - боевичок про Алмазного Мангуста. Причем среди всей этой боевой части мы успеваем не просто познакомиться с главным героем, но и узнать начало событий с другой стороны, успеть попереживать за Мангуста, да и полюбить его. И все это - тоже только начало. Ведь приключения Мангуста продолжатся! Про Вячеслава Шалыгина я скажу быть может менее радостно, но не менее уважающе. Он писал просто очень хорую книгу по известному миру. Уделил внимание и миру, и сюжету. Просто как всегда очень хорошо написал. И ведь тоже с продолжением! Из четвёрки выбивается только Алексей калугин. небольшое несоответствие мира объясняется видом с другой стороны. Но сама по себе книга просто отлична. Профессионализм Калугина в описании людей всегда был на высоком уровне. И что в итоге, спросите вы? В итоге получаются те же идеи что и в сталкере, только поднятые на новый уровень. Жанр Сталкер 2.0. Новое поколение сталкерских книг. 

Но почему же не все полюбили "Зону смерти"? Давайте познакомимся с некоторыми отзывами. Например такой: "Интерестно сколько ещё авторов решаться увеличивать территорию "Зоны" ? Неужели не надоело". Или такой: "Почему авторы отдалились от сюжета игры? Почему вся Зона теперь «Techno»?". Ну или вообще: "такая уня(((((((( через 10 страниц удалил с компа((( куда пропали классические книги про Зону??? Зачем эти тупые техногенные навороты?????????". Причем заметьте: где бы мы не читали отзывы, все они сводятся  ктому что "Зона смерти не такая как сталкер и поэтому это плохие книги". Ну как же людям объяснить что это новая серия? Кто в этом виноват? А хотите скажу? Издательство "Эксмо" виновато. Почему? Да вы посмотрите на рекламные плакаты и слоганы для серии: "Вход только для сталкеров", "Сталкеров становится больше и они становятся лучше". Кому это нужно? Только сталкерам? Тогда уж и рекламу надо печатать в книгах stalker от АСТ. Получается что к серии привлекаются только читатели той самой серии. А остальные? Неужели больше никто не должен быть заинтересованным новой серией? Подумайте, господа издатели. Подумайте.


 


Tags: книги
Subscribe
promo dmrog january 1, 2016 15:00 28
Buy for 30 tokens
Друзья. читатели, коллеги и партнёры! Я открыт для разного рода сотрудничества. В моём блоге возможно размещение рекламы, а также информационных материалов по темам, которые близки моей аудитории. Если Вас что-то заинтересовало, Вы пришли по адресу! Так как различные рекламные материалы Вы уже…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments