Споттинг к дню рождения аэропорта Внуково позволил мне отснять со всех сторон самолёт новой для меня авиакомпании, а под разглядывание ливреи со всех сторон мы узнаем полную историю современной AZAL.
1. История авиации в Баку началась совсем не в 1992 году, как утверждает сайт авиакомпании и даже не в 1923 году при создании ЗакАвиа, а ещё в Российской империи. 23 октября 1910 года летчик Сергей Уточкин в присутствии 20 тысяч зрителей совершил первый полёт над городом. Местные и государственные газеты писали, что народу было "видимо-невидимо". Так же издалека, как на этой фотографии движется самолёт, началась истории закавказской авиации.

2. Сегодня подготовка к встрече самолёта никого не удивляет. Рядовая штатная ситуация, выполняемая сотни раз за день в каждом крупном аэропорте. Подготовка к полноценному созданию авиации в Баку растянулась на 13 лет. Государственный переворот, война, конфликты и изменения во всем устройстве страны не давали шанса развитию.

3. В 1923 году была создана ЗакАвиа - первая авиакомпания региона. Интересно, что создали её не для пассажиров, а для перевозки грузов и авиасъёмки. Создателями этого акционерного общества стали Каспийское морское пароходство, Муганская организация мелиорации и строительства и Азнефть.

4. В том же году первый Юнкерс отправился в Тифлис (Тбилиси). Через 2 года началось сотрудничество с грузинской авиацией. 1926 год стал переломным: первые регулярные рейс по сложному маршруту Минеральные Воды - Грозный - Махачкала - Баку - Евлах - Тифлис.

5. Первый полёт в Москву состоялся на 10 год существования. В 1933 году 25 июня местный самолёт впервые перелетел над Кавказскими горами, сократив маршрут и доказав возможность подобных перелётов в будущем. Регулярная перевозка пассажиров из Москвы в Баку началась в 1937 году. 15 пассажиров в день были очень хорошим показателем.

6. 2 июня 1938 года был создан первый авиаотряд Азербайджана. С 2006 года этот день считается праздником Гражданской Авиации страны. В тот же 1938 год открылись ещё несколько регулярных маршрутов: Тбилиси, Астрахань, Ростов-на-Дону, Харьков стали ближе на регулярной основе.

7. Переориентация на военные нужны в годы Великой Отечественной, активное развитие пассажирских перевозок в послевоенные годы, развитие аэропортов в 1970-1980 годах - всё это поднимало развитие региона.

8. Перелом произошёл в 1990 году. В Азербайджане решили отделиться от главного советского перевозчика - Аэрофлота. Распад Союза позволил постепенно создать свою авиакомпанию на основе всего того, что было оставлено Аэрофлотом. Речь идёт о двадцати различных Ту, нескольких авиалайнерах и грузовых самолётах для региональных полетов, девяноста легких самолётов и пятьдесяти вертолётов. Очень неплохое наследство!

9. Созданная авикомпания получила название Азербайджанские авиалинии и за 25 лет своего существования глобально изменилась. Сейчас здесь уже нет стареньких Ту и первых Биоингов 727, взятых в лизинг. Флот авиакомпании составляет 26 самолётов, а маршрутная сеть растянулась от Нью-Йорка до Пекина. Skytrax оценил авиакомпанию 4 звёздами. Более высокие оценки получают аэропорт Баку и развивающиеся региональные аэропорты, но о них я расскажу, если буду в этой стране.

10. Среди 26 самолётов у AZAL есть и Airbus 340, и Boeing 787. Сейчас компания закупает бразильские Embraier для своей дочки-лоукостера Buta Airways, которая начнёт полёты уже в ближайшее время. Перспективы развития авиапарка компаии очень интересны. После логичного отказа от стареньких Ту, компания снова смотрит на российский авиарынок. Есть планы о покупке 10 самолётов МС-21, но будет ли подписан окончательный контракт? Возможно мы узнаем это уже на МАКСе.

Спасибо за внимание! Оставайтесь на связи!
О сотрудничестве | ВКонтакте | Facebook | YouTube | Instagram | Google+ | Twitter | Shutterstock | Golos | Steemit
Journal information