Настоящее метро 2033! Секретный объект в центре Москвы

Московские диггеры и прочие любители побывать там, где бывать им не нужно, нашли много закрытых дверей в помещения неизвестного назначения. Одна из них недавно открылась...

Конечно же никто не позволит людям зайти с территории действующего метрополитена на секретный объект. Поэтому режим секретности сняли, а вход открыли по предварительной записи и только через настоящий пункт охраны с самым настоящим охранником, работающим здесь уже несколько десятилетий.

Как вы знаете, я с огромным удовольствием начинаю вести свой канал на Ютубе. Этот репортаж я публикую одновременно и в видеоформате, и в классическом формате фото+текст для тех, кто пока ещё не перешёл на видео. 

Секретный объект, в который я сегодня попал, называется «Бункер 703». О причине присвоения ему такого номера я не знаю. Логично предположить, что когда-то до него были построены ещё 702 бункера, но нумерация секретных объектов может быть совершенно иной. 

Да это и не важно!

Главное, что перед нами образец секретного строительства середины прошлого века. Для того чтобы более подробно погрузиться в история строительства этого объекта. мне нужно немного углубиться в историю строительства московского метрополитена. 

В 1938 году в Москве была открыта третья по времени открытия и вторая по нумерации линия метро — замоскворецкая. Поезда ходили от Сокола до Театральной. Дальнейшее строительство на юг приостанавливалось во время начала Великой Отечественной, когда метрополитен даже хотели взорвать. 1 января 1943 году поезда поехали от Театральной до Автозаводской (Завода имени Сталина), проезжая Новокузнецкую и павелецкую без остановки. 20 ноября того же года открылись Новокузнецкая и Павелецкая, между которыми и находится это подземелье.

Если быть ещё точнее, выход находится на ССВ — служебной соединительной ветви. Она соединяет Замоскворецкую, Кольцевую, Калужско-Рижскую и Серпуховско-Тимирязевскую линии. Я не знаю точных сроков строительств этой ветки, но движение по Кольцевой открылось 1 января 1950 года. На линии не было своего депо, поэтому поезда необходимо было перегонять с других линий. 

Лестница в стволе рядом с шахтой лифта

Но какой бы тоннель ни был, при закрытом способе строительства метро глубокого заложения необходимо построить ствол и подходные тоннели. Ствол — это глубокая «дырка в земле», в которой находится грузовой и/или пассажирский лифт. Здесь же есть лестница. Лифт в этом стволе меняли во время эксплуатации объекта, но всё равно он уже очень стар. Экскурсанты спускаются вниз и поднимаются наверх по лестнице исключительно в целях безопасности.

Лифтовое оборудование

Глубина бункера составляет 43 метра. Это было сотни ступенек вниз. Но могу заметить. что по сравнению со строящимися станциями метро, здесь гораздо чище. При спуске на Савёловскую (Нижнюю Масловку) приходилось чувствовать на себе постоянные капли воды. Где-то приходилось просачиваться. Здесь же ровная и удобная лестница. Возможно она стала такой только во время реконструкции объекта, но о ней я расскажу чуть позже.

Ствол. Вид снизу вверх

Объёмы строительства подходных выработок настолько большие. что в некоторых из них может спокойно перемещаться техника. В современных условиях это мотовозы с вагонами. Некоторые стволы сейчас строят с использованием специального щита. Раньше таких технологий не было, но объёмы всё равно были огромны.

Памятка электромеханику и электромонтёру

Кроме тоннелей для перевозки горной породы, здесь были оборудованы ещё два тоннеля. Они никогда не использовались метрополитеном, а были построены специально для архива. Для простоты использования и секретности строительства были использованы обычные технологии метрополитена. На тюбингах можно увидеть годы изготовления. Я сомневаюсь, что их кто-то считал. Так что возможно они проходили по документам как самые обычные тюбинги для новых линий. 

Одно из помещений архивов с новым полом

Другие элементы московского метро здесь тоже видны. По стенам идут металлические крепления для кабелей. которые используются не только в метро, но и в других подземных коммуникациях. Старые советские электронные часы. Тоже типовая конструкция. 

Коридор с часами

Даже с учётом всей секретности объекта и важности всех предупреждений. меня удивляет количество различных предупредительных табличек. Кажется, что их очень много. 

Памятки электрикам и о пожаре

В некоторых помещениях сейчас ведутся ремонтные работы, так что через некоторое время здесь будет немного комфортнее. Но только местами. 

Старая лампа

Я не знаю кому пришла в голову идея создания здесь музея, но решение очень здравое. При этом было принято решение сохранить большую часть пространства в оригинале. В любом случае помещению требуется ремонт, но что-то обязательно нужно оставить в оригинале. 

Коридор в нижней части тоннеля.

Согласно документам, бункер строили с 1951 по 1961 годы. В 1961 году помещение было полностью сдано в эксплуатацию. Так в течение нескольких десятилетий помещения были закрыты. Здесь работал только обслуживающий персонал. Допуск на объект имели только сотрудники и спецслужащие из МИДа. Официально же это была «реставрационная мастерская».

Один из тоннелей, ранее использовавшийся как архив

Спустя несколько десятилетий здесь произошло ЧП. Как не защищай бункер от радиации, химической атаки или взрывной волны, вода всё равно найдёт дорогу. Гидроизоляция помещения не выдержала. Вода хлынула в архив. Никаких потопов не было, но соседство документов и воды было недопустимо. Бумаги уехали, тоннели остались.

Протечки воды на стене

Были предприняты попытки восстановить этот объект. Работы по гидроизоляции — неблагодарное дело. Вода — очень сильный соперник. В некоторых помещениях суха, а местами чувствуется сильная влажность. Во время реконструкции рабочие выбили весь бетонный пол из тоннеля. Весь! А высота пола примерно равна уровню бутона в этом тоннеле. После была залита часть нового бетона. 

Одно из помещений архива в виде тоннеля

Работы велись медленно и долго. После многих лет мучений от этого объекта решили отказаться. Удивительно. что его не забросили окончательно, оставив гриф секретности на много лет вперёд. 

Кондиционер

Новый появившийся музей вскоре может стать не менее популярным. чем знаменитый бункер на Таганке. Ведь основной экспонат — сам бункер. Часть техники с рабочем состоянии. Возможно кто-то захочет изучить старый советский кондиционер?

Оборудование кондиционера и системы вентиляции

Музейная часть на сегодняшний день представлена небольшим количество экспонатов. Можно увидеть часть документов, которые уже не являются секретными. Можно запустить ручную сирену. Можно услышать те самые щелчки счётчика Гейгера (да, здесь если небольшие радиационные предметы, не влияющие на жизнь человека)

Бывший работник архива :-D

Если готовы спуститься туда и узнать ещё больше нового — переходите на сайт Бункера: bunker703.ru и записывайтесь. Для пожилых людей и гостей с детьми есть отдельные экскурсии. 

На этом на сегодня всё! Спасибо сотрудникам Бункера 703 за приглашение! Спасибо экскурсоводу за интересный рассказ!

Спасибо за внимание! Оставайтесь на связи!


promo dmrog january 1, 2016 15:00 28
Buy for 30 tokens
Друзья. читатели, коллеги и партнёры! Я открыт для разного рода сотрудничества. В моём блоге возможно размещение рекламы, а также информационных материалов по темам, которые близки моей аудитории. Если Вас что-то заинтересовало, Вы пришли по адресу! Так как различные рекламные материалы Вы уже…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded